Нынешние завывания публичных богомольцев о том, что либералы – враги святой православной веры, можно списать либо на короткую память, либо на отсутствие совести. «Эпоха либерализма» (да-да, в кавычках), коей теперь принято запугивать паству, сопровождалась масштабным религиозным ренессансом. Сперва широкое, на государственном уровне празднование 1000-летия крещения Руси в 1988-м, а там уж пошло-поехало: реституция церковной собственности, открытие старых храмов и строительство новых, проповеди на государственных телеканалах и рождественские службы с участием членов правительства, нетвердо знающих, куда вести щепоть от пупа.
Итак, поносимая ныне профессиональными православными и трижды проклятая «эпоха либерализма» сопровождалась недвусмысленной поддержкой церкви со стороны либеральных властей, небезуспешными попытками этой самой церкви встроиться в рыночную экономику (дошло до торговли безакцизным табаком, свернутой после личного вмешательства патриарха Алексия II), а в конечном итоге – расцветом РПЦ, находившейся при Советах в маргинальном положении. Попытки напомнить об этом профессиональным православным неизменно сопровождаются визгом и баном, а на попытки уточнить, каким образом «либерасты» пытаются уничтожить православие, в лучшем случае получишь напоминание о Марате Гельмане – смертельном враге всего живого и православного.
Увы, православный страстотерпец, веру и церковь которого долгие годы уничтожают «либерасты» и «гельминты», – это сейчас не псих из «желтого дома», а весьма распространенный типаж. Вдобавок носитель этого типажа частенько превозносит Сталина, который для него и вождь, и учитель, и эффективный менеджер. Еще раз: Сталин – эффективный менеджер, Гельман – смертельный враг православия. Смотри, не перепутай.
Впрочем, на сегодняшнем уровне развития религиозного дискурса – это еще цветочки. Нынешний православный (согласно собственной идентификации) может верить не только в добронравие Сталина, но и в гороскопы, и в деревенскую магию, и в Кашпировского, при этом не веря в Бога (согласно опросу Левада-центра, среди тех, кто относит себя к православным, неверующих почти половина). Этим и объясняется, собственно, тот удивительный факт, что номинально принадлежащих к какой-либо конфессии в России столько же, сколько в религиозной Италии, а в храм россияне ходят с той же частотой, что и чехи – самая атеистическая нация Европы (то эхо гуситских войн).
Русское «православие» XXI века носит либо мистический, либо государственнический характер, и практически не имеет отношения к настоящему православию – консервативной, но, безусловно, христианской конфессии, сосредоточенной в стенах храмов, кои регулярно посещают всего три процента населения (и то, еще разобраться надо, что их туда ведет – не голое ли обрядоверие?). Экспансия таких «православных» в информационном пространстве – еще одна примета эпохи. Её следствие – идеологические мутанты вроде православных сталинистов и православных мистиков, которым церковь в лице своих спикеров почти не пытается оппонировать, сосредоточившись на войне с либералами.
РПЦ в данном случае можно понять. Во-первых, воевать с либералами популярно и безопасно, ибо «ответка» не светит ни на практике (приход либералов во власть в обозримой перспективе маловероятен), ни даже в теории, ибо реальная, а не выдуманная борьба с церковью – мера антилиберальная, тут уж «или-или». Во-вторых, церковным руководством сделана однозначная ставка не на качество, а на количество – «православную» паству стараются опекать и гладить по шерстке, так как настоящие православные все равно никуда от церкви не денутся.
Кстати, в таком положении вещей действительно виноваты либералы, но не воображаемые, а самые настоящие – церковные. К «либеральному крылу» церковников относят многих публичных персон РПЦ – от протоиерея Чаплина до патриарха Кирилла, левее их только экуменисты да десяток интеллигентских приходов Москвы и Питера. «Консервативное крыло», в свою очередь, может быть сколь угодно мракобесным, но участия в общественной жизни и политике, Интернета и СМИ традиционно сторонится, олицетворяя ту самую, желанную многими атеистами церковь, которая не выходит за стены храма.
http://rufabula.com/articles/2013/07/02/guilt-liberal